Андрей Тавров

РАЗНЕСЕННЫЙ ОБРАЗ

+

КОНТУР КРАСНОЙ РЫБЫ

 

 

Серия "Александрийская полка: библиотека журнала "Комментарии"

 

Эссе

 

 

 

Он сидел напротив меня - я тогда еще не знал, что знаки могут всплывать и высвечиваться на нем, как буквы и символы на экране монитора - приходя с той стороны экрана. Экраном в данном случае был он сам - человек, сидящий напротив меня в вагоне метро, - его тело.

На нем была футболка светло-синего цвета, перекрытого на груди широкой белой полосой с надписью Junkeer (кажется так), с круглым отверстием-горловиной - кольцом для головы.

Я попытался увидеть детали разнесенного образа, которые он мне предлагал. Именно он, именно мне и именно сейчас - июльским днем такого-то числа и именно здесь - в вагоне московской подземки. Это получилось не сразу. Белая полоса, идущая через синее сверху и синее снизу, сразу привела на память парус, соотнесенный с горизонтом и синими плоскостями неба и моря. Она делила тело на две части, образовав в нем то ли антропоморфное окно Сальвадора Дали, то ли намек на гильотину. Второе было подсказано, вероятно, закрепленной в кольце футболки черноволосой смуглой головой, со стянутыми чертами нижней части лица, сбежавшимися к небольшому рту, и слегка вывернутой вбок от линии вертикальной симметрии.

 Итак, идея паруса показалось мне слишком лобовой с первого взгляда (как оказалось, напрасно - разнесенный образ самоочевиден и прост, по крайней мере хотя бы одним из своих выступающих "углов" - это его зацепка, принципиальная простота которой провоцирует ввязаться в процесс "параллельного" восприятия), и я отправился дальше. В правой руке он держал платок, сложенный вчетверо, левое запястье охватил золотой браслет часов.

 Кольцеобразный вырез футболки вел к "Саломее", Оскару Уайльду, не долетая до евангельского эпизода с Иоанном Крестителем и блюдом, что меня и насторожило.

Я уже знал, что разнесенный образ проговаривает не цитату литературы, а более интересные и конкретные вещи, даже если они и связаны с какой-то цитатой. Проще говоря, "разнесенный" образ - нелитературен. Ему не обязательно собираться в рассказ - он существует сам по себе, пригодный для внесловесного или даже дословесного созерцания и контакта. Тем-то он и мил, тем-то и ошеломил он меня, что выпадая из замкнутого кольца современной литературы-змеи, жалящей свой собственный хвост, способен развернуть, за уши взяв, к несомненной и вне литературы положенной, хотя и смежной с ней, реальности. Ибо инцест идет на пользу богам, да и то не всегда, но не новеллам и стихам.

Итак, от Крестителя пришлось отказаться. Я понял, что нужно забыть все, не подыскивать никаких аллюзий и цитат (поблагодарив при этом "забвение" Шварца и Аристова), и просто дать возможность работать глазу - "отпустить" зрение. Пусть дословесное зрение сделает свое дело и сказажет свое невербальное слово. Через несколько минут я увидел. И только после этого позволил себе, осторожничая и не интеллектуализируя открывающееся глазу, разобраться что же я собственно пью из своей же ладони, притом весьма пересохшим ртом. Как это собственно, ну, да - называется?

Здесь естественно стали всплывать слова, но слова, слава Богу, оттолкнувшиеся не от другого же грамматического вербума, не от литературного номена и даже не от загадочного, но все равно сильно уплощенного литературным мышлением логоса, а от дословесной работы хрусталика и зрачка.

Что же за мобиль я увидел? Вернее, что за мобиль высунулся из прорвавшейся оберточной бумаги бытия только потому, что бытие способно таким образом прорываться, сообщать и даже выкрикивать то главное, что тебе (и ему, бытию) сейчас надо соответственно (безмолвно) выкрикнуть и увидеть.

 Так вот - несколько слов об этой конструкции разнесенного образа. представшего мне в вагоне метро, той самой почти конструкции, которая отдельно от ситуации была воспринята в качестве сбалансированных реек с подвешенными к ним фигурками и грузиками, крутящимися от сквознячков и прикосновений - как откровение где-то в середине 50-х, кажется. (Отметим, что теория паундовского вортекса, вплотную примыкающая к затее с грузиками и сквознячками, была к тому времени уже довольно-таки внятно проартикулирована). - Несколько слов о мобиле, явленном телом сидящего напротив меня средних лет и внешности брюнета.

Я осторожно вернулся к парусу на его груди, простершемуся между синью и синью. Я понял, что это все же было ....., понял прежде чем назвал это слово "море". Я понял, что несмотря на то, что сообщение выглядит весьма тривиально с литературной точки зрения и даже отдает с этой же самой        точки зрения безвкусицей, но бытие водвинуло в тело моего визави не кого-нибудь, а любимого мной Одиссея, которого некогда удалось собрать из разнесенного пространства слепому поэту, жившему на малоазиатском побережье. Я попытался уточнить свою догадку, возвращаясь к уликам явленных телом сидящего и работающих на мою версию, и вот что из этого вышло.

Я вернулся к надписи на белом квадрате: Junkeer. Она оканчивалась точно так же, как имя великого грека, совпав с ним двумя последними буквами. Первые три - Jun подняли на поверхность зрения книгу с глянцевой плоскостью листа, отсвечивающей фонарным бликом и читанную мной некогда на скамейке Страстного бульвара темноволосой подруге, и там был Июнь с большой буквы и плавание, и крик дрозда с туманного берега, и пьеса называлась "Марина". Кстати говоря, сюжет ее восходит к "Периклу" и рассказывает о плаванье с острова на остров. Но тут начиналась литература, и этот путь я поспешно закрыл.

 Мое внимание, словно под гипнозом, кружилось вокруг центрального К загадочного Junkeer. Я понял, что тут должен таиться сильный аргумент за или против моей нарождающейся реальности. В моей голове всплыло имя нимфы, но в нем не было К... Да, но К не было в латинской огласовке ее имени , а в греческой оно было, и нимфа на этом языке зовется Кирка, и Одиссей пробыл у нее год. А окружали его заколдованные люди в образах зверей. И еще одна нимфа озвучила себя и всплыла на экране вслед за этим почти без перерыва - Каллипсо, та, что скрывает. У нее он пробыл семь лет, почти обрел забвение( ключевое для меня в этот миг слово), очнулся, услышал, отправился в мир смерти, вернулся оттуда живым...

 Но все это было уже не важно. Литература выстреливала по привычке, пенилась цитатами, удерживала на острове своего имени, но уже не диктовала строения и сущности мобиля, раскручивающегося на глазах, и дикарская воля, колдовская и докультурная, воздвигающая и уточняющая его, заставляющая пространство вокруг вибрировать и светиться, не была литературной волей.

Часы-браслет на левой руке я разглядывал довольно долго, до тех пор. пока их кольцо не обросло секирой и не повторилось зеркально удлиненным рядом вонзенных в стол лезвий с кольцеобразными отверстиями в рукоятках. Внезапно через них пролетела стрела.

Мой мозг стал глазом больше, чем это могла позволить себе метафора. В нем плавал зажатый в левой руке человека напротив платок, которым вытирался пот (жара в этом июле стояла невыносимая). Мой мозг-глаз расширился и задрейфовал внутри себя, рыская в своих внутренних пространствах до тех пор, пока не наткнулся на вращающуюся и прозрачную голову жертвенного быка. И тогда лишь вспомнил о жертвенных повязках. И еще там была жертвенная соль, столь же соленая, как пот на платке.

То, что проявилось и обозначилось дальше - не столь существенно. (По дороге я увидел. что глаз - это малый мозг, вращающийся вокруг большого, наподобие луны, но в отличие от нее имеющего все материки и океаны, дома и стекла, вплоть до трещин в них, которые есть на облетаемой планете). Я увидел то, что мы знаем под именем Одиссея, воспроизведенного и выдернутого на свет Божий не путем эксплуатации мифологической парадигмы, а благодаря телу неизвестного мне человека, расположившемуся и живущему в определенном времени и топосе (июль, вагон метро).

Все это я рассказал, как умел, не особенно выбирая слова и интонации с одной единственной целью - выбраться к некоторому не очень сложному предварительному умозаключению. Суть его вот в чем: мы живем в мире фрактально организованного физического и метафизического пространства, и основной фрактальный объект этого мира, центральный его фрактал - человек. Об этом наперебой говорили задолго до физиков, компьютерщиков и исследователей голографических структур - ясновидцы, такие как Сведенборг, Беме, авторы каббалистических трактатов. Об этом так или иначе говорит христианская богословие,(устами Теяра де Шардена, например) когда речь заходит о предвечном космическом Христе. Человеческое тело в силу совершенной проницаемости и уподобленности большому человеку Космоса (Адам Кадмон Каббалы) обладает каким-то образом спонтанной и стереоскопической способностью заново воспроизводить (imagino) любую значимую для пространства, расположившегося между наблюдателем и наблюдаемым(а на самом деле везде и нигде) реальность. Это может быть оса, дирижабль, серебряный лунатик на красной крыше, Одиссей, Рафаил, рыба Рафаила. устройство парабеллума. Причем эти предметы производятся каждый раз заново, а не символизируются пролитературенным дотла мозгом, не воображаются, а "стреляют" внесловесными уликами. А улика - не символ. Ибо человеческое тело как голографическое пространство отражает не часть какой-то реальности, а всю реальность. Но для того, чтобы ее ухватить нужен наблюдатель, в котором улики углядывают единственный свой дом, для обживания которого они и явлены.

В любой точке мира присутствует все одновременно. Но что-то присутствует - больше, для того, чтобы обозначить себя как центр ситуации, заявить о себе как о центре, о точке баланса, к которой стянут разнесенный образ ( образ от imagino - "производить", на латинском однокорневое с "образ"). Вот в этих- то точках и проговаривается вселенная о себе и человеке - это ее антропоморфный язык, ее сигнатура. Это ее фосфоресцирующий след в таинственной конструкции, мучительно волящей выдвинуться, выявиться и обрести очертания в яблоке бытия, наросшего вокруг чудесной, чуемой тактильно, но в силу этого обрастания неразличимой, что ли, реальности.

У разнесенного образа, как у хоггартовской парадигмы моды роккоко (см. В. Подорога "Тело как оболочка", "Комментарии" №20), внешнее равно внутреннему, оно и есть внутреннее, как сердце алхимика не просто символизирует солнце - оно и есть солнце и с изнанки и с лица. Письмо разнесенного образа есть реализм, возникающий после обвала деконструктивного мышления. Никто подобно Джойсу не захочет через какое-то время сравнивать человека в московском (дублинском) метро с Улиссом, ибо мифологический алгоритм себя исчерпал и новым пространством, осваиваемым разнесенным образом, игнорируется. Никто в нем не скажет, что человек в метро напоминает Улисса. Дело как раз в том что Улисс так же не зависит от человека в метро, являясь вполне им, как человек в метро может ничего не ведать об Улиссе, являясь вполне Улиссом. Но вместе они создают некий всплеск смысла, прибавление, позволяющее времени течь, а вселенной не впадать в энтропию. Этот увиденный всплеск есть разнесенный образ.

 Разнесенный образ все больше проговаривается на языке научных и технических практик, включая голографию, компьютер, дирижаблестроение и т.д. Причем улики его (часы на золотом браслете, промокший потом платок в руке) работают как некие нацеленные излучатели смыслов, формируя в пространстве между собой, в перекрестье своих смысловых видеоволн образ настолько магический и реальный, настолько явный и неисчерпаемый, настолько экзистенциальный, что дух перехватывает от всей этой неожиданной новизны, обращенной только сейчас, только здесь и только к тебе. Словом утраченное вдохновение, возвращается, обогнув землю Магеланом с другой стороны, вибрируя мурашками между лопаток.

И это - лишь щепоть возможностей, увиденных при первом рассмотрении того, что за неимением ничего более подходящего, названо "разнесенным образом". На ином уровне его демонстрируют - разговор по мобильнику с аудиообразом оторванным от визуального носителя, макет собора Familia Sagrada, парящий внутри самого собора, как вторая его реальность, она же первая, слушатели лекции А. Парщикова, отправленные им по читальным залам и собравшие с их полок по абзацу, чтобы мыслящая библиотека сумела соединить все эти фрагменты в новое повествование...

Есть еще и вторая, главная, часть подземной истории. Экран (человек в метро) способен быть излучателем и использовать тело Улисса и тело его истории в свою очередь, как экран: осуществить обратное (возвратное) смысловое движение абсолютно естественно, нераздельно и неслиянно. И тогда происходит вот что.

 Каждое кольцо секиры показывает свое время, и стрела пролетающая пятым кольцом это уже стрела пятого часового пояса, движущаяся толчками вместе с кровью внутри руки, обволокнутая ее теплом...

 

P.S. Две недели назад, слушая замечания по поводу манифеста "Нового Метафизиса", высказываемые весьма доброжелательно и конструктивно А.Парщиковым в частной беседе с автором, и вняв его пожеланию энергичней обозначить ту "красную селедку", в которой сходятся некоторые принципы этого движения, я задался целью выявить в некоторой необязательной литературной форме, если и не всю эту шикарную рыбу, то, по крайней мере, ее контуры. Обозначив их вульгарным красным цветом.

 

1-8-2001

 

P.P.S. Я почти не удивился, когда три дня спустя, уже в Адлере, моя знакомая, представляя мне водителя нашей машины, произнесла: "Одиссей".

 

 

Copyright ©

Copyright ©

E-mail:

Александрийская полка 

Комментарии

novyi_metaphysis@mtu-net.ru

 



Сайт управляется системой uCoz