«НОВЫЙ
МЕТАФИЗИС»
Часть
I
Александр Иличевский
ЛИСТОВКА
Необходимо
предостеречь: нижеследующее не является памфлетом или манифестом. Характер
данного сообщения ближе всего к объявлению, листовке, афише. Так что забор — лучшее
место, которое следует вообразить для его корректного прочтения.
Учитывая
вышеотмеченное, определим сообщения этого цель: донести в информационном
порядке определенные убеждения некоторой группы людей, каковые, по
ответственному размышлению этих людей, в своей совокупности представляют на
данный момент ясный общезначимый смысл.
Высказываемые здесь
положения в наименьшей степени являются постулативными, но по преимуществу
находятся в смыслопорождающем состоянии антиномичности: модель Бора взаимной
дополнительности соотношений нам явно ближе, чем прочие модели. Однако
суммарный вектор предлагаемых здесь к восприятию рассуждений существенно
отличен от нуля и направление его таково, что перпендикулярность ему плоскости
текущей литературной ситуации не дает нам тихо молчать.
Вопрос о том, стоит ли
вообще овчинка публичной выделки — пренебрежимо мал по сравнению с набранной
инерцией намерения быть услышанным. Энергия образования мнения меньше энергии
убеждения. По закону сохранения, разность этих энергий и позволила нам
употребить ее на расклейку этих листовок.
1. Серьезность и ответственность за слово
Предмет литературы —
Вера в слова. Предмет Веры — вера. Если не веришь написанному, то зачем читать
пустоту?
Вера — не только серьезная категория: она сама категория
серьезности. Именно в Вере в слова феноменально сосредоточена метафизическая
сущность языка. Без таковой — язык становится генератором Ничто: таковым —
языком — быть переставая.
Между прочим, в языках животных исключена ложь, неверие
Слову. Пчела-разведчица, танцем своим неверно сообщающая рабочим пчелам о
местоположении взятка, врет ровно один раз в своей и так недолгой жизни.
За слова вообще принято отвечать. И не только по
подростковому кодексу чести. Обязанность человека, если таковая у него вообще
по отношению к самому себе существует — расти. И не только в возрастном смысле.
Любое пренебрежение весомостью слова херит смысл, которого всегда — а об эту
пору особенно — не хватает. И тогда литература оборачивается игрой в
«пятнашки»: пустые фишки мечутся по полю листа в поисках якобы важного
синтаксиса. Все вместе почему-то называется «стилем», который не только
сомнителен относительно определения — как «непрямой суммы языковых и
художественных приемов», — а вообще чудится пустым набором, каковой жгуче
понуждает быть рассыпанным еще до прочтения. Следовательно, за базар надо
отвечать, вы понимаете.
2. «Большой стиль»: Новый Миф и Апокрифичность
Миф, апокриф —
это выдумки, которые больше наглядной реальности: ее существенней, субстанциональней.
Бывают такие выдумки, по сравнению с которыми действительность вообще чушь
собачья.
Вселенная — продукт Книги, букв, построенных в
единственном порядке. Единственность этого порядка и есть суть стиля. От него
зависит не только качество порождаемого, но и благополучие родов вообще.
И потому стиль так важен — из-за весомости производимого:
вселенной романа, стиха. Достойный внимания стиль немыслим вне порождающего его
мифа. (К слову, Набоков — в отличии, скажем, от Платонова — таким мифом не
владел. Поэтому стиль его — который вполне dolce — и все им при чтении производимое не так уж и достойны
внимания.)
Апокриф — залог каноничности. Таким образом, стоящее
произведение всегда апокриф, учитывая его стоящесть. Следовательно, прежде, чем
писать (порождать) требуется овладеть мифом, не обязательно вселенского
размера, но — хотя бы масштаба рассказа.
Шкловский/Эйхенбаум говорил то, с чем мы питаем согласие: если проза вянет, то сок жизни — мед мифа — ей брать не у кого, кроме как у высшего — поэзии. Следовательно, чтобы выжить, учиться прозе нужно у стиха.
5. Изящная словесность как бич ширпотреба
Прогрессу
свойственно снежным комом обрастать ширпотребом. Это связанно по преимуществу с
облегчением производства чего угодно: печатных букв, копий, визуальных действ,
высказываний вообще — парадоксально: из-за отсутствия цензуры. (Культура иносказания,
питающая Апокриф, нынче вообще на издыхании.)
Закон сохранения вещь на редкость всеобщая. Работает он и
в случае ширпотреба. (Мы воочию чуем действенность закона сохранения
бездарности: административно-технологическое рвение современного литературного
истеблишмента точно также теснит принцип воздаяния по таланту, как и в
совписовские времена.)
Ходасевич прогресса не любил. Не любим его и мы: нам
претит технологичность создания произведения, неизбежно вызывающая обвально-дигрессивную мутацию стиля.
Следовательно, писать нужно гусиным пером, а чернила давить дубовым методом.
6. Язык как единственное и неустранимое достояние нации
Мандельштам возражал
Чаадаеву на то, что у России нет истории (только сплошной террор, пьянство и
воровство), говоря: у России есть русский язык, и мало того, что в нем все — и
история и смысл российского существования, но так же сногсшибательно и то, что
уникальность его как языка среди человеческих прочих составляет неприкасаемый
духовный запас нации.
Следовательно, в акмеистических устремлениях Мандельштама, то есть, в том, что Русский
Язык способен порождать новые смыслы, имеющие высокое значение в мировой
культуре, — находим согласие и мы.
7. Автометафизическое содержание языка
Мы убеждены, что языковое
существование основывается на векторе метафизиса.
Следовательно,
для трансцендирования вовсе не требуется смотреть или думать «наверх», а
достаточно — раз в жизни вместить себя в Язык и удивиться ему до онемения.
8. Литература Начала-Конца
Нет
у литературы начала-конца. Начало-конец есть у света. Ну, кому сейчас не слабо
написать «Дон-Кихота»? Или — «Зависть»?
Следовательно, «баста» — это еще не все, вы понимаете.
9. Элитарность без метаязыка, принципиальная
неконвенциональность; открытая элитарность
И этот пункт входит
в наш перечень. Следовательно — чтобы быть с нами, достаточно и необходимо: с
нами быть.
10. Метафизический позитивизм
Мы говорим. Метафора
— это зерно не только иной реальности, но реальности вообще. В метафоре кроется
принцип оживления произведения, его творящий принцип.
Мало
того, что — Метафора орган зрения. Она способна, будучи запущена импульсом
оплодотворяющего сравнения (метафора — пчела, опыляющая предметы, — энергия ее
сравнительного перелета от слова к слову, от цветка к цветку, как взрыв,
рождает смысл), облететь, творя, весь мир. Это не красноречие и не
метафорический автоизыск: чтобы набрать кило меду, пчела делает под сто миллионов
цветочных облетов. Мир, раскрывающийся в череде этих полетов, как лет стрелы
Улисса, раскрывшийся в ожерелье игольных ушек, — уникален в той мере, в какой
уникален запустивший ее эллипс.
Следовательно, мы берем на ладонь прозрачную пчелу
метафоры и видим в ее ненасытном брюшке Мир.