Андрей ТавровКАНОН КАК
ПРОЕКЦИЯ ДРЕВА
|
Как
некий херувим, Он
несколько занес нам песен райских, Чтоб,
возмутив бескрылое желанье В
нас, чадах праха, после улететь… — Пушкин Слово
– жилец двух миров — С. Булгаков
|
Существуют две метаязыковые ситуации, имеющие
непосредственное отношение ко всему, что говорится и пишется: Слово, ставшее
плотью, и плоть, становящаяся словом. Первое событие дало начало и
христианскую закваску новоевропейской
истории, второе – явилось ответом на первое, данным и произнесенным в форме
новой европейской литературы, на языке всех этих сонетов, рондо, эпических
поэм, романов, апокрифов и канцон. Второе событие- плоть, становящаяся
словом- развернулось в пространствах русского языка таким образом, что дало
повод Мандельштаму назвать русское слово-логос живой и страждущей плотью.
Не будем вдаваться в подробности, ощутив
интуитивное попадание в десятку.
На нераздельности некоего абсолютного
антропоморфного слова и живой языковой плоти и строилась гениальная по своей
энергии русская художественная письменность.
Но строилась до поры до времени, ибо закат Европы
произошел, как всегда, в России и
произошел с особым вульгарным шармом, в результате чего энергия словесности
стала уходить. Разрыв означающего и означаемого, принятый нами с французского
плеча, актуализировал то самое буддийское развоплощение, отрыв слова от
плоти, при котором, как при любом классическом буддизме, доминирует
пассивная сторона дела.
Питающаяся за счет самой себя литература
слов-знаков энергию может лишь имитировать. Но если все остальные имитации
более или менее проходят и имитационная литература заполонила прилавки, то с
имитацией энергии – хуже.
Можно имитировать хорошее ухаживание, но секс
трудней, а любовь почти невозможно. Экспедиции за энергией снаряжались еще в
конце прошлого века и были однозначно сориентированы на так называемые
примитивные экзотические ареалы.(Магия мешает языку развоплотиться, это в
скобках) В веке двадцатом они умножились. Среди экспедиторов- всем известные
имена Гогена, Эйзенштейна, Арто. Подводя итог, скажем, что был разбит некий
энергетический сосуд, энергия вытекла, но стимул питающий графоманов и
имитаторов, остался и поток написанного не уменьшился.И все же – что это за
сосуд? Ответить на этот вопрос можно принципиально лишь на интуитивном и
метафизическом языке – наиболее провальном и продуктивном из всех известных.
Среди многих определений данных к слову «канон»
имеется одно, отчасти объясняющее суть дела – предписание. То, что предшествует
писанию, как способу жизни языка на бумаге. Некое молчаливое слово по поводу
того, что в той или иной манере собирается изложить автор, если он еще не до
конца умер. Слово, не обладающее
никакими явными декларативными признаками и тем не менее, содержащее в себе
ряд мерцающих оппозиций, таких, как сакральное – профанное, доброе – злое,
мужское – женское, прекрасное – безобразное. Короче, слово это предполагает и
предлагает некую иерархию, формирующую ряд животворных внутренних натяжений,
смысловых, структурных, эстетических. Это молчаливое слово и есть канон,
предшествующий Улиссу или Евгению
Онегину. Причем слово это целостно и
антифрагментарно. В силу этого одного мы можем определить его природу как
райскую. Ад – фрагментарен, Парадиз – целокупен. Ад – болезнь на время, рай –
творчество навсегда.
Канон произносится не только по поводу литературы
– по поводу раковины, звезды, черепахи произносится канон. Произносится
слово, держащее идеальную энергию раковины, дерева, человека. Поэтому разбить
канон, отступить от канона – это испытать и выявить энергию: выброшенная под
колеса кукла или расколотая раковина несут в себе потрясающее по силе
послание. Но существовать вне канона или имитировать его – это обречь себя на
бессилие языковое, которое выявится очень быстро. Поразительно, что при самой
мощной со времен сюрреализма теоретической разработке и базе – постмодернизм
оказался столь маломужествен в смысле производства поэтических шедевров.
Канон, отчасти совпадающий с понятием жанра, и был услышан и выращен именно в
качестве способа удержания языковой энергии. Почти что об этом обмолвился
Борхес в заметках о природе классической литературы.
Канон это древо жизни в литературе, которое как
известно есть откровение о наилучшем контакте человека с Источником всего,
Абсолютом, Богом. Пока
Древо присутствовало в жизни Адама , источник
бессмертия, красоты и энергии был открыт для него всегда. Канон это проекция
райского древа жизни, содержащая в себе его целостность и иерархичность,
открытость к неисчерпаемым запасам языковой энергии, в том случае, конечно,
если к ним открыт сам автор. Проще говоря – канон лежит в основе Творения, и
уйти от канона означает выйти из сферы творчества. Вполне сделать это не
удавалось никому, и поэтому графоман испытывает радость, а книги, имитирующие
литературу, все же читаются. Канон по природе своей органичен и является
частью человеческого тела - поэма может стать таким же органом, как сердце
или почки, об этом писал поздний Мандельштам. Человеческое тело само, по
природе своей, канонично, и высказывание «человек есть мера всех вещей» не
самое пустячное в греческой философии, ибо с частичными коррекциями
подтверждается Кабалой и ее гениальным прозрением о Всечеловеке, Адаме
Кадмоне. Христианская интуиция говорит о предвечном Богочеловеке Иисусе
Христе, в Сведенборг утверждает, что все духовные миры вместе со всеми их
обитателями образуют Большого Человека. Канон встроен в человека, как Слово
Бога о Человеке.
Поэтому канон литературный мы можем определить как
бесшумное слово некоего небесного
существа, назовем его ангелом, по поводу того, что поведал внутри этого слова
автор на своем, одному ему присущем языке. И если канон соблюден, ангельское
простое и мерцающее слово звучит и поет в сердце мира.
И как часто после того как мы прочитали эти восемь
или десять строк « о свойствах страсти» или запахе сирени над оврагом и
благополучно забыли их до последнего слова, некая неведомая беззвучная сила
поднимается в нашем сердце и оживляет все видение вплоть до последней
строчки, начиная звучать тогда, когда
еще не выявлен слог, не выделен ритм, не ожило слово. Сила эта и есть
канон или ангельское слово о написанном.
|
Copyright
© Copyright
© E-mail: |
metaphysis@yandex.ru |